Бракосочетание двух любящих друг друга людей – исключительное и запоминающееся событие в жизни. Важность данного института сложно недооценить, ведь это символ зарождения семьи. Как известно, заключается союз мужчины и женщины в органах записи актов гражданского состояния (чаще можно встретить сокращенное наименование – ЗАГС). После торжественной церемонии новоиспеченным супругам должны получить свидетельство о заключении брака установленного образца.
Свидетельство является единственным официальным документом, прямо подтверждающим факт регистрации брака между мужчиной и женщиной.
Выдача свидетельства о заключении брака
Данный документ играют важную роль в жизни супругов. Это своеобразный «паспорт отношений» двух людей. В нем указывается вся важнейшая информация, касающаяся обстоятельств заключения брака.
Свидетельство о заключении брака наделяет мужа и жену рядом прав и возлагает на них определенные обязанности. Например, право на получение алиментов, право на проживание совместно с супругом, обязанность воспитывать общих детей и так далее.
Для начала стоит оговориться о том, что получить данный документ возможно исключительно в органах ЗАСГ. Эта процедура обеспечивается оплатой госпошлины в установленном законом размере. Налоговый кодекс РФ включает ее в госпошлину за регистрацию, поэтому общая сумма будет составлять 350 рублей.
Помимо выдачи непосредственно свидетельства о браке, пометки делаются в других документах, удостоверяющих личность гражданина. К ним относится в первую очередь паспорт гражданина Российской Федерации, заграничный паспорт, а также ряд других при их наличии.
Свидетельство о браке должно выдаваться по строго определенному образцу. Выдается оно на особом бланке, который помечен индивидуальным номером (как выглядит шаблон, можно увидеть ниже).
Внесение исправлений в документ приравнивается к его порче, в результате которой потребуется выдача повторного свидетельства о браке (дубликата). Большинство граждан после получения стараются заламинировать его, чтобы оно не помялось или не порвалось. Однако сотрудники органов ЗАГС настоятельно не рекомендуют это делать.
В жизни могут происходить разные ситуации, в результате которых на бланке ставятся дополнительные штампы и печати. На ламинированном документе это сделать невозможно. Поэтому выхода два: аккуратное снятие ламинирующей поверхности или получение дубликата.
Информация, которую содержит в себе свидетельство о браке, должна в точности соответствовать документам, на основе которых она внесена. Бланк предполагает внесение в него следующих данных:
- Фамилии, имена и отчества брачующихся.
- Место и день рождения каждого из супругов.
Дата заключения брака, указанная в акте гражданского состояния.
- Наименование органа ЗАГС, в котором была осуществлена регистрация.
- Номер акта записи гражданского состояния и дата его составления.
- Дата выдачи свидетельства о браке.
- По желанию – национальность.
Поскольку это официальный документ государственной власти, бланк со свидетельством должен быть заверен гербовой печатью ЗАГС и подписью его заведующего.
Образец документа выглядит следующим образом:
Порядок оформления свидетельства
В первую очередь, после регистрации сотрудник органа ЗАГС должен нести всю информацию в соответствующую книгу записей актов гражданского состояния с информацией, которая указывается в дальнейшем в свидетельстве. На основании данной записи заполняется бланк. Он печатается на компьютере или на иных печатных устройствах.
В исключительных случаях допускается заполнение бланка от руки сотрудником органа ЗАГС.
Такие ситуации возможны в случаях, если выдача свидетельства о браке требуется незамедлительно по объективным чрезвычайных обстоятельствам, а печатная техника недоступна (например, вышла из строя). Кроме того, в отдаленных районах России по-прежнему встречаются крайне отсталые населенные пункты, органы власти в которых не оснащены компьютерной техникой и абсолютно все бланки, решения и акты составляются от руки.
Свидетельство о браке выдается в день регистрации органом ЗАГС. Осуществляется это под роспись как получателей, так и сотрудника, осуществляющего выдачу, в книге по учету выдач свидетельств. Существует ряд обстоятельств, когда свидетельство о браке выдается на следующий день и позже. Как правило, к ним относятся внутренние технические или организационные проблемы органов ЗАГС.
Иногда свидетельство о заключении брака может быть утрачено или потеряно – в таком случае осуществляется выдача дубликата. Для этого необходимо подать заявление установленного образца по форме № 18, бланк для которого можно взять по прибытии в орган ЗАГС, и заполнить его, указав паспортные данные свои и супруга, а также указав причину выдачи повторного свидетельства о браке установленного образца.
Дополнительно нужно приложить копии паспортов мужа и жены, а также чек-ордер или квитанцию об оплате госпошлины, размер которой равен размеру сбора за регистрацию, – 350 рублей.
Дубликат может быть выдан только тем лицам, в отношении которых имеется информация о наличии заключенного между ними союза. В случае, если были разведены или их союз был признан недействительным, каждому из них может быть выдана справка о заключении брака.
Бракосочетание – это важнейшая точка отсчета в жизни человека. Он, как и другие очень значимые события (рождение, смерть, перемена имени и другие), подлежит регистрации со стороны государства. Результатом является выдаваемое супругам свидетельство о заключении брака, который должен быть составлен на специально бланке и содержать обязательные реквизиты и информацию о совершенном акте. В случае утраты или порчи документа может быть выдан дубликат.
Если союз мужчины и женщины был прекращен, выдается только справка о заключении брака.
